ВОЗВРАТ СТРАХОВКИ ПО КРЕДИТУ

Вопрос: Очень часто банк навязывает услугу по страхованию заемщиков. Законно ли это? Можно ли оформить возврат страховки по кредиту?

Как происходит страхование кредита банком?

Давайте разберем стандартную ситуацию. Вы пришли в банк за оформлением кредита, однако при оформлении документов вам навязали услугу по страхованию заемщиков кредитов. Обычно это происходит очень просто - кредитный эксперт заявляет, что без оформления договора страхования кредита шансы на его получение уменьшаются. Или, что без страхования кредита банком - получение денег вообще невозможно. И испуганный заемщик соглашается на оформление договора страхования по кредиту. А бывает, что вообще ничего не говорят и не объясняют, только показывают, где ставить подписи. И это называется "добровольное согласие".

Как правило, сумма за подключение к «программе страхования кредита» составляет от 10% до 30% от величины кредита. Достаточно часто встречаются ситуации, когда человек пришел за кредитом в 100 000 рублей, а ему накрутили еще 20 000 за страховку. А это значит, что кредит-то ему дали на сто тысяч, а проценты он будет платить по кредиту в сто двадцать тысяч.

Кроме того, выгодоприобретателем по кредиту становится не сам заемщик, а кредитная организация. То есть, если с заемщиком что-то случится, то эти деньги получит не он, а банк.

Не все знают, что примерно большая часть суммы страховки по кредиту является чистой прибылью банка. Возьмем в качестве примера страхование жизни заемщика. Если бы заемщик просто взял кредит и обратился в страховую компанию, застраховав свою жизнь на такую же сумму, то он заплатил бы за страховку в семь-десять раз меньше.

Что о страховке по кредиту говорит закон?

Первое - согласно Указанию Банка России N 3854-У страховщик обязан вернуть страховку, если страхователь отказался от договора страхования в течение пяти рабочих дней. Однако банки часто обходят это указание. О том, как они это делают, читайте на странице "Как банки обманывают заемщиков".

Второе – сделки, которые  нарушают закон или ущемляют права потребителей, признаются недействительными. Об этом говорит закон «О Защите прав потребителей». Второе – нельзя обусловить приобретение одной услуги (например, кредита) обязательным приобретением другой услуги (например, страховки). Если все же такой случай произошел, то потребитель вправе обратиться в суд и требовать возвращения убытков.

Иногда банки оправдываются, утверждая, что договор с клиентом заключают не они, а другая организация – страховщик. Но и на это есть ответ. Тот факт, что с заемщиком договоры заключает не одно лицо, а банк и страховщик, для соблюдения запрета навязывания услуги не имеет правового значения, поскольку из содержания нормы статьи 16 закона «О защите прав потребителей» не следует, что она не распространяется на случаи, когда навязываемые услуги оказывает третье лицо, не имеющее к основному договору никакого отношения. 

Это значит, что вернуть страховку по кредиту легко?

Радоваться рано, дело в том, что в вопросе страхования заемщиков не все так однозначно. Ведь, подписывая договор страхования кредита, вы соглашаетесь с пунктами этого договора. А их придумывают неглупые люди. Поэтому при расторжении договора страхования вам могут вернуть, например, только часть денег пропорционально фактическому сроку действия договора. Кроме того, банк будет биться в суде до конца, утверждая, что услуга не является навязанной, утверждая, что заемщик сам попросил подключить его страховке. В договорах очень часто написано, что клиент все прочитал, со всем согласился и претензий к банку не имеет.

А указание ЦБРФ, о котором мы писали выше, касается только физических лиц. Поэтому банки делают вот что – они заключают договор коллективного страхования со страховой компанией. Таким образом, в договоре обе стороны являются юридическими лицами (банк и страховщик), поэтому указанные нормы Центрального Банка на них не распространяются. А заемщики, когда берут кредит, лишь подписывают соглашение о присоединении к договору коллективного страхования заключенного между двумя юридическими лицами. Соответственно они не могут требовать возврата уплаченной страховки. Ни в течение пяти дней, ни вообще.

Поэтому судебная практика по этому вопросу совершенно различная. В каких то судах соглашаются с должником, в каких то – с банком. Все зависит от судьи, от договора, от аргументов и доказательство обеих сторон. Кроме того, нельзя забывать про срок исковой давности. Если вам навязали страховку по кредиту много лет назад и с момента ее выплаты прошло более трех лет, то в этом случае вернуть ее уже невозможно.

Что предпринять для возврата страховки по кредиту?

Сначала изучается договор. Если вы пропустили срок, необходимый для возврата страховки или условия договора не позволяют вернуть страховку, то тот мы, увы, не поможем. Если же вернуть страховку возможно, то начинать нужно с оформления досудебной претензии в банк. В течение десяти дней с момента получении претензии банк даст ответ. При оформлении претензии изучается вся кредитная документация.

В зависимости от ответа (или от его отсутствия) нужно будет предпринимать дальнейшие шаги. В случае, если банк ответит отказом или вообще не ответит необходимо готовить исковое заявление в банк. Мы можем подготовить для вас как претензию, так и сам иск. От вас лишь потребуется отправить эти документы по почте.

В течение 3-8 недель состоится судебное заседание, на котором будет вынесено решение суда. 

Также вам может понадобиться информация, о незаконных банковских комиссиях.

Скачать книгу "Кредитные истории" бесплатно.

Яндекс.Метрика