Выписка по расчетному счету это документ, в котором содержится информация обо всех операциях по счету. Это может быть получение и возврат кредита, списание денежных средств в счет комиссий и иных платежей, в общем – все движения средств по счету. В выписке должен быть указан номер счета клиента, даты финансовых операций, и две колонки – дебет (списание средств со счета) и кредит (зачисление денежных средств на счет).
Из выписки можно понять, когда и на какие цели банком тратились деньги, поэтому мы достаточно часто просим наших клиентов заказывать в банках выписки по счету. Также выписка необходима для подсчета средств, которые были незаконно выплачены клиентом банку, для оформления досудебной претензии или иска в суд. Однако бывает, что банк не предоставляет выписку, законно ли это?
Правила выдачи выписок по банковскому счету регулируются Положением Банка России от 16 июля 2012 г. № 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Вот, что в них сказано о выписке по счету:
«Выдача клиентам выписок из лицевых счетов и приложений к ним осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены соответствующим договором, на бумажном носителе либо в электронном виде (по каналам связи или с применением различных носителей информации). В случае, если выписки из лицевых счетов и приложения к ним передаются клиенту в электронном виде, то указанные документы подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица кредитной организации. Выписки из лицевых счетов по банковским счетам клиентов за последний рабочий день года (по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным), а также в других случаях, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, подлежат выдаче клиентам на бумажном носителе".
Иногда сотрудники допофисов говорят, что они не имеют права или возможности передавать клиенту выписку по счету. Однако указанное выше Положение гласит, что «к началу операционного дня кредитная организация (филиал) по каналам связи передает в дополнительные офисы данные по операциям, проведенным по счетам клиентов за истекший день, дополнительные офисы самостоятельно распечатывают выписки по счетам".
На основании ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Подпунктом "д" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" определено, что при отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует учитывать, что, под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).
При оказании банком физическому лицу финансовой услуги в виде предоставления кредита, потребитель имеет право на получение информации о предоставляемой ему услуге, в том числе о полной стоимости кредита, размере задолженности, порядке зачисления денежных средств в счет погашения долга, и иных необходимых потребителю сведений о состоянии лицевого счета по кредиту. При этом реализация данного права не может быть обусловлена уплатой какого-либо вознаграждения за предоставление такого рода информации.
Указанная информация, в соответствии с п. 3 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", доводится до сведения потребителя, в том числе, посредством предоставления ему выписки по лицевому счету.